Rambler's Top100
Гор Чахал. Радость.

Радость кажется синонимом безмятежности. Если, как на сеансах психотерапии или медитации, мы попытаемся представить ландшасрт, наиболее адекватный этому состоянию, он не будет омрачен никаким буйством стихий - разве что легкая рябь на ласковой воде да едва различимые облачка в небесной лазури... На выставке "Радость" художника Гора Чахала, открывшейся в галерее «Файн Арт», мы окружены неистовыми языками пламени - они взметаются на покрывающих стены ярких фотопринтах и полыхают на мониторе компьютера. Этот огонь меньше всего похож на уютное пламя камина - скорее это извержение вулкана или титанический пожар. Впрочем, мы никогда не узнаем, что стало пищей этого ненасытного пламени, - в работах Гора Чахала мы видим огонь как таковой, чистое выражение одной из четырех стихий. Это пироманское пиршество сопровождается музыкой - пронзительными и завораживающими цыганскими, балканскими и ближневосточными мотивами, «Радость» Чахала - не умиротворение, но исступление и неистовство. Это оглушение сродни тому, что Бьорк назвала в одной из своих песен - "Violenüy happy" - «яростно счастлива».

«Радость» - новый этап проекта, над которым Гор Чахал работает уже несколько лет. Одна из первых выставок этого цикла называлась MAN («Человек»), затем последовала «Любовь». Чем сильнее и абсолютнее аффект - тем меньше, по всей видимости, остается от собственно человеческого облика: в «Радости», в отличие от предыдущих этапов проекта, уже нет ничего антропоморфного - одна всепоглощающая стихия.

Впрочем, парадокс выставки состоит в том, что для изображения этого всесильного аффекта Гор Чахал выбирает заведомо «холодные» компьютерные технологии - потому ли, что машине по силам создать накал страстей, нестерпимый для человека, или петому, что подобное неистовство неизбежно окажется лишь сконструированной фикцией. Пламя, бушующее в мониторе, — всего лишь подобие скринсэйвера, на котором временно отдыхает глаз, дабы затем мы могли вернуться к обыденным заботам и занятиям.

Ирина Кулик, «Гор Чахал. Радость». Художественный журнал, 2001, № 37/38, с. 93.