Rambler's Top100
Освящение

Проект является частью новой авторской программы Гора Чахала: АРХИТЕКТУРА УМОПОСТИГАЕМОГО МИРА.
Автор собрал, используя известные поисковые системы в интернете, фотографические изображения различных святых мест для людей разного вероисповедания, перевёл их в форму нерукотворных, почти абстрактных (хотелось уловить границу между образом и символом, вербальным и невербальным) рисунков и в пространстве выставочного зала пытается построить из этих «квантовых единиц святости», некое единое (идеальное) святое
метапространство. Благо высокая степень условности рисунка, благодаря интерполяционным особенностям зрительного восприятия, позволяет легко компоновать между собой различные ландшафтные формы, практически, произвольным образом.

На выставке будет представлены: горизонтальная форма организации святого метапространства (апликация сусальным золотом на холсте), вертикальная (фреска золотым аракалом на стене) и «сотовая» (в технике лайтбоксов).

Хочется подчеркнуть, что хотя на поверхностный взгляд проект может показаться экуменическим, проблема представляется более глубокой. Автор пытается объединить не различные вероисповедания, а результаты их применения в духовной практике. Здесь речь идёт скорее о веротерпимости. В том смысле, что, как гласит народная мудрость, на гору с разных сторон могут вести различные тропинки, но все они соединяются на её вершине. Кроме тех, которые туда не приводят. Эту-то вершину автор и пытается визуализировать.

Можно воспользоваться и другой более сложной аналогией. Пространство умопостигаемого мира (мостика между физической и трансфизической реальностью), посредством которого смыкаются, объединяясь друг с другом, единичные индивидуальные "Я" (Соловьёв), как представляется, имеет бесконечномерную древовидную структуру (мировое дерево). Листвою оно выходит в физический мир, а корнями простирается в мир трансцендентный. При этом для каждой личности (листика мирового дерева) это пространство представляется одномерным, единственное измерение которого - степень личного обожения, уподобления Богу. Чем более человек походит на Его образ в рамках своей личной духовной практики, тем ближе он к центру (трансцендентным корням)
стволового пространства умопостигаемого мира, и тем ближе личности людей друг к другу.

Поскольку проблема лиминальности - ситуация поиска самоидентификации, осуществления акта творчества, ситуация реализации свободы, к которой в конечном итоге и сводится цель любой коммуникации, целиком лежит в умопостигаемом пространстве, так как (по Уварову) лиминальность в отношении к человеческому бытию есть позиция абсолютной вненаходимости и именно такова позиция человека в бытии, так как абсолютным центром, определяющим его полноту, является только Бог. То представляется, что визуальная интерпретация архитектуры этого бытийного пространства является весьма и весьма актуальной.

Употребление термина «архитектура» здесь обусловлено тем, что умопостигаемое пространство внеприродно, оно создается здесь и сейчас духовной практикой каждой отдельной личности, в целом оказывая, как всегда утверждало богословие, и как показывает философское осмысление открытий теоретической физики последнего столетия, универсальное воздействие на актуальный мир.

Гор Чахал. Москва, 2005.