Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля

Предпосылки эксперимента

В поисках выхода из ситуации информационного кризиса, всё более охватывающим современное общество и приводящего в условиях ужесточающегося комму- никационного трафика к существенному снижению интеллектуальной ёмкости информации, её отрицательной селекции, (что мы видим, наблюдая всё увеличивающееся падение интеллектуального уровня актуального искусства), с 2000 года (проект «Хор») я начал заниматься теорией и практикой «активного изображения». Под активным изображением понимается картина-акция, артефакт, не просто передающий message от отправителя (автора) к получателю (зрителю), а генератор информации, катализатор, информативный возбудитель, способствующий самоувеличению внутренней информации получателя (за счёт его саморефлексии), под действием организующего влияния внешней. Так в моём творчестве впервые возникло понятие «генератора информации». Развивая в дальнейшем эти идеи и обратившись к опыту Христианского Богословия, к 2005 году (проекты «Ступени», «Освящение») я пришёл к убеждению, что, в целом, процессы информационного обмена (коммуникации) ноосферы являются, по сути, внеприродными.

«Философское осмысление физики ХХ века приводит учёных к пониманию того, что фундаментальные процессы природы лежат за пределами пространства- времени, и только генерируемые ими события, могут быть локализованы в пространственно-временной реальности. Согласно физической теории относительности, единой—«объективной» картины актуального мира не существует вообще. Мир, по сути, распадается на множество индивидуальных, равноправных, в одинаковой мере истинных пространственных и временных «картин», описывающих различным образом Вселенную в зависимости от выбираемой наблюдателем системы отсчёта (отсутствие единой шкалы измерения, оценочной системы критериев, точно как и в современном искусстве). Для сведения этих картин воедино, физики в систему описания вынуждены вводить дополнительные, чувственноневоспринимаемые измерения, как, например, в мире Минковского или теории струн. Далее, появляются гипотезы, что эти способы описания не есть лишь различные по форме описания одной и той же реальности, но есть описание онтологически разнородных «уровней» бытия, первый из которых (пространственный и временной мир) соответствует «актуальному» бытию—чувственно постигаемой реальности, в которой мы себя непосредственно обнаруживаем, а другие соответствуют надиндивидуальной идеальной реальности—называемой «Умопостигаемым Миром», являющегося основанием (первообразом) для мира чувственного и «виртуально» содержащего в себе все физические структуры, которые мы обнаруживаем в чувственно постигаемой реальности (Уваров).» *

То есть, любое информационное событие (акт коммуникации) происходит, как представляется, не в «актуальном» физическом пространстве, а в стволовом пространстве Умопостигаемого Мирамостика между Физической и Трансфизической реальностью, которое создаётся здесь и сейчас духовной практикой (творчеством) каждой отдельной личности, подобно архитектурному сооружению или Храму, в целом оказывая универсальное воздействие на ноосферу или «актуальный» мир.

В результате, мною была выдвинута гипотеза о трансфизическом характере воздействия искусства на ноосферу.

Для проверки этой гипотезы и был осуществлён наш эксперимент. Мы попытались проверить, оказывает ли произведе- ние искусства какое-либо воздействие на «неодушевлённую» природу, например, почву (Мать-Сыру-Землю), хлеб и вино, важнейшие на мой взгляд элементы, из составляющих ноосферу.

Гор Чахал. Москва, 2008.

* Художественный журнал, N63, сс. 53-59, Гор Чахал, «Упорядочте во мне любовь».

Подробное описание эксперимента, аналитика и его результаты смотри в каталоге выставки.