Упорядочьте во мне любовь

Слова «кризис» и «современное искусство» давно уже стали синонимами в языке художественного сообщества. Любое упоминание об искусстве в современном контексте, сколько себя помню, не обходится без сетований на его кризис.
Этакие близнецы и братья не-разлей-вода. Когда мы говорим: «кризис», мы подразумеваем современное искусство... Какой-то день сурка, право слово. Пора бы признать, что кризис современного искусства является фундаментальным понятием (в том смысле, что крыша едет, потому что фундамент кривой) и связан с перверсией основы современной культуры — безбожного гуманизма (или человекобожия).
Как отметил митр. Кирилл на Х Всемирном Русском Народном Соборе, падший человек, объявленный мерилом всех вещей — это такое благое намерение, которое может привести к весьма неблагим последствиям.
Ещё Апостол Павел в своем втором Послании к Фессалоникийцам пророчествовал о великом отступлении: «Ибо день тот (день Христов) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2:3,4).
На деле, привело это к тому, что в современном техногенном информационном обществе понятие бесценности человеческой жизни фактически превратилось в свою противоположность — «без ценности»: прогресс оборачивается нравственным распадом личности, семьи и общества, в котором тотальный цинизм становится уже культурной нормой, а массовый террор — формой борьбы за права человека.
Опамнайтасе пане! Господа, вы - Звери!

Чудо стояния Зои началось в новогоднюю ночь 1956 года и продолжалось до праздника Пасхи. Согласно преданию, молодую комсомолку таким образом постигло наказание за кощунство, когда она во время вечеринки пустилась в пляс с иконой свт. Николая Чудотворца, взятой в красном углу.
Девушка испытала окаменение, так что не могла пошевелиться, и несколько человек не смогли её сдвинуть с места, врачи тоже не смогли снять напряжение мышц с помощью препаратов. Инцидент привлёк большое внимание горожан, долгое время дом был оцеплен милицией.
Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней) без воды и пищи, прижав к груди икону Святителя. По ночам она страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! Молитесь!».
Как утверждает самарское предание, накануне Пасхи Зое явился свт. Николай Чудотворец, чтобы освободить её от наказания.

Поскольку на протяжении последнего столетия в философии и теории искусства последовательно и тщательно были разработаны дискурсы конца художественного высказывания, конца автора, конца интерпретации и в конечном итоге - конца искусства (в его общепринятой, т.е. секулярной форме), то если в конце концов ещё существуют люди, искренно готовые заниматься искусством сегодня, ясно, что речь может идти только о признании ими факта возможности жизни после смерти.
И получается, что искусство сегодня может быть по определению только религиозным. Формальных критериев качества современное искусство больше не имеет, его историческое (векторное) движение закончилось, и входит в циклическую (реликтовую) фазу.
Таким образом, если иметь в виду развитие, вернее, уже спасение системы искусства, возвращение к живому источнику культуры представляется неизбежным. Мы вновь оказались у порога религии, веры, от которого секулярная культура когда-то отталкивалась, начиная свой ре-эволюционный виток. Существенно обогащённые разрушительным художественным опытом и, практически, напрочь утратившие навыки культурного строительства.
Все революции неизбежно идут по одному сценарию. Но всё во благо, слава Богу. И предательство Иуды послужило прославлению Христа.

9 декабря вечером, накануне праздника местночтимой иконы Божией Матери Казанской, Евфросиния заметила, что горница наполнилась как бы облаками. Подумав, что это может быть дым от печки, вышла убедиться. Вернувшись в комнату, она посмотрела в красный угол — и ужаснулась.
На иконе Божией Матери «Ченстоховской» у Младенца Христа был ослепительно белый хитон, который создавал впечатление набивной материи, украшенной маленькими цветами с белыми круглыми лепестками и ярко выраженной белой сердцевиной; у рук и шеи хитон отделан жемчугом; правая рука в благословляющем жесте, перстосложение именословное; в левой руке Богомладенца Библия, которую Он держит у пояса одежды.
Риза Божией Матери стала светло-серого цвета, богато орнаментированная; туника — темно-розовая; на голове Богоматери вместо венчика появилась высокая царская стемма, увенчанная девятью звездами. Корона на голове Богомладенца преобразовалась в золотую высокую царскую стемму, увенчанную драгоценными камнями. Стеммы очень блестели, от них исходило неземное сияние.
Небольшое светлое облачко усердно трудилось над обновлением иконы: оно как бы прикладывалось к ней и, на мгновение задержавшись, отходило, словно любуясь работой. Около Ликов появились нимбы, в середине их — как бы ступеньки, на которых с правой и с левой сторон, у голов, стоят два Ангела, поддерживающие стеммы обеими руками; нимб над головой Пресвятой Богородицы проявился только до половины Лика.
Он как бы расширялся и приподнимался на один-полтора сантиметра выше стеммы и снова опускался. На второй день ореол проявился полностью. Образы на иконе стали как будто живые: изменились черты Ликов; Богоматерь поворачивала голову в левую и правую стороны, открывала и закрывала уста; Богомладенец повернулся по направлению к левому плечу Матери.

Вообще, если глубже проникнуть в природу искусства, можно заметить, что действие художественного метода всегда заключалось в акте выявления. Художник являет воочию невидимое обыденным взглядом, осуществляет, опредмечивает явление, подчас вопреки общественному мнению (социальной реальности), уверенный в своей правоте.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть, оказывается, искусства без веры не бывает ad hoc, и вопрос может стоять только о её характере — Человекобожеском или же Богочеловеческом.

...Слухи о чуде самонаписанной иконы святого Георгия, которая в 898 году (по другим данным - в 919-м ) по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске и давшая впоследствии названию монастырю - Зограф, что означает «живописный» или «живописец», дошли и до молдавского господаря Стефана.
Чтобы своими глазами увидеть эту чудотворную икону, явившуюся трем охридским братьям, и самому услышать от иноков предание о создании обители, Стефан III с дарами отправился на Святую Гору и прибыл в монастырь Зограф.
С почтением приняли его старцы и провели в собор поклониться святому великомученику Георгию Победоносцу. Здесь и услышал он предание, предписывающее основание Зографа трем родным братьям-монахам – Моисею, Аарону и Иоанну, выходцам из древней болгарской столицы Охриды, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря.
Господь услышал их молитву и Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников посвятить небольшую церковь на Афоне и чью икону написать на чистой приготовленной доске. После длительного молитвенного подвига и короткого сна они увидели, что ночью на доске чудным образом возник лик святого великомученика Георгия Победоносца.
Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божьей была посвящена этому святому. Однако дата основания монастыря точно неизвестна, как и время превращения греческого монастыря в болгарский. Одно из первых упоминаний о Зоргафе как славянском монастыре сохранилось в одной из грамот, находящейся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре — 1169 год.

Философское осмысление физики ХХ века приводит учёных к пониманию того, что фундаментальные процессы природы лежат за пределами пространства-времени, и только генерируемые ими события, могут быть локализованы в пространственно-временной реальности. Согласно физической теории относительности, единой — «объективной» картины актуального мира не существует вообще.
Мир, по сути, распадается на множество индивидуальных, равноправных, в одинаковой мере истинных пространственных и временных «картин», описывающих различным образом Вселенную в зависимости от выбираемой наблюдателем системы отсчёта (отсутствие единой шкалы измерения, оценочной системы критериев, точно как и в современном искусстве).
Для сведения этих картин воедино, физики в систему описания вынуждены вводить дополнительные, чувственно невоспринимаемые измерения, как, например, в мире Минковского или теории струн.
Далее, появляются гипотезы, что эти способы описания не есть лишь различные по форме описания одной и той же реальности, но есть описание онтологически разнородных «уровней» бытия, первый из которых (пространственный и временной мир) соответствует «актуальному» бытию - чувственно постигаемой реальности, в которой мы себя непосредственно обнаруживаем,
а другие соответствуют надиндивидуальной идеальной реальности - называемой «Умопостигаемым Миром», являющегося основанием (первообразом) для мира чувственного и «виртуально» содержащего в себе все физические структуры, которые мы обнаруживаем в чувственно постигаемой реальности (Уваров).
Прямым следствием этого постулата является ниспровержение космологического значения первого и второго начал термодинамики (энергия вселенной постоянна и энтропия вселенной стремится к максимуму), справедливых только для изолированных систем, каковой наша вселенная уже считаться не может.
Здесь, научное и богословское описания мира смыкаются, как видите, уже непосредственно.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни —Кенигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны... Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними... священники с иконами.
Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконами.
Мы с недоумением смотрели: куда они идут? —во весь рост —их же всех перебьют... Но они спокойно пошли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости —с суши и с моря.
Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и... абсолютно у всех отказало оружие... Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город.
Во время этого явления Божией Матери немцы падали на колени и очень многие поняли... Кто помогает русским».

Культурные представления социума формируются, как известно, в категориях Этики и Эстетики. Языческая по природе практика противопоставления этих категорий, от века строящаяся на абсолютизации, вернее, онтологизации конфликтности человеческой природы, по сути своей неконструктивна и, на мой взгляд, не имеет под собою никаких серьёзных оснований,
поскольку, добродетель есть отнюдь не противоположность чувственности или страсти, как обычно думают, а ни что иное, как её вразумление, упорядочение. Поэтому-то и требует невеста в Песни песней, говоря: “Упорядочте во мне любовь” (Песнь П., II, 4).
Теории самоорганизации хаоса, развиваемые последнее время в синергетике или синкретике (Руденко), говорят об обратимой взаимосвязи хаоса и гармонии, онтологически присущей живой природе (системам с неравновесной организацией). С этой точки зрения, христианская культура, в качестве мировоззрения, отличается устойчивым представлением об изначальном единстве мира как благого Божьего творения.
Мира, в котором Зло не есть самостоятельная онтологически присущая ему сущность, а лишь искажённый кривизной больного (падшего) сознания до безобразия зазеркальный образ Добра. Здесь этика и эстетика отнюдь не противоположны друг другу.
В этой культуре красота неотделима от спасения (Достоевский), тело от души в дискурсе прекрасного (Чехов) и т.п. Как гласит народная мудрость, в добром житии кудри вьются, в худом секутся или с доброго слова, что с золотого блюда.

13 апреля 2001 года. Кошелев Дмитрий Петрович, г. Москва. Ранее болели ноги болячками. Я очень долго лечился. После посещения Данилова монастыря, где приложился к иконе Почаевской Божией Матери, читал акафист и молился Божией Матери, получил исцеление. Ноги перестали болеть. Все болячки прошли. Сейчас ноги не болят. Чувствую хорошо.

Такая позиция естественным образом вытекает из православного «чаем воскрешения всех мёртвых» и именно телесного воскрешения (Фёдоров), интенции, в которой не этика противопоставлена эстетике, а жизнь (прекрасное) противопоставляется смерти (безобразному).
Подвигнутое Святым Духом в движение вечное стало святым живым существом; и человек, в коего вселился Дух, приобрёл достоинство пророка, апостола, ангела Божия, бывши прежде землёю и прахом (Василий Великий). Жизнь здесь понимается не как данность, а как процесс этико-эстетического труда человека по домостроительству Царствия Божьего во всеобщей литургии.
Даже степень спасения, качество преображения ставятся в зависимость от самих людей: насколько дерзнут, сколько сумеют. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). «Отец мой доселе делает, и Я делаю» - к чему примыкает и обращение Христа:
«Дела, которые Я творю, и он (верующий в меня) сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:13), - утверждение активности как божественной ценности, завещанной людям (Светлана Семёнова).
И Царствие Небесное в этом смысле есть квинтессенция богочеловеческого процесса обожения мира, апокатарсическое единство Правды, Добра и Красоты.

Жители Тихвина говорят, что то, каким стал с недавнего времени их железнодорожный вокзал — одно из чудес, сотворенных чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Даже старожилы не припомнят, чтобы когда-нибудь вокзал был доведен до такого идеального состояния, как сейчас.
Он не просто качественно отремонтирован и покрашен, но и обустроен современными средствами информации, в нем задействованы новые билетные кассы, подключенные к системе “Экспресс-3”, что значительно сократило время на приобретение билетов. Открыты два кафе; отлично оснащен медпункт. Расцвела и территория вокруг вокзала.
В следующем году ему исполнится 100 лет. Но вряд ли и 99 лет назад он выглядел лучше, чем теперь. И тем, что так похорошел, вокзал обязан не только железнодорожникам, вложившим в него средства и силы, но и Тихвинской чудотворной иконе — ведь начало столь масштабного ремонта было связано именно с прибытием ее в город.

Целью человеческой жизни, учил Пр. Серафим Саровский, является стяжание Святого Духа. Приобщиться его, как известно, невозможно постепенно, поэтапно, поскольку Он всегда действует во всей своей полноте и по Благодати сердце (сердцевина) человека сразу Его приобщается целиком, в том смысле, что открывает для себя новое, умопостигаемое пространство (пространство любви, пространство Духа), посредством которого смыкаются, объединяясь друг с другом, единичные индивидуальные «я» (Соловьёв).
Пространство это, в целом имеет бесконечномерную древовидную структуру (мировое дерево). Листвою оно выходит в физический мир, а корнями простирается в мир трансцендентный.
При этом для каждой личности (листика мирового дерева) это пространство представляется одномерным, единственное измерение которого - степень личного обожения, уподобления Богу. Чем более человек упорядочивает свои страсти, т.е. походит на Его образ, тем ближе он к центру (трансцендентным корням) умопостигаемого мира, тем полнее он ощущает радость присутствия Духа Свободы.
Свобода же внеприродна, она не имеет отношения к физической реальности, в которой понятие свободы, подменяется степенью неосознанности индивидом причинно-следственных связей, определяющих свойства этой реальности.
Свобода - специфически человеческое измерение бытия. Проблема лиминальности - ситуация поиска самоидентификации, осуществления акта творчества, ситуация реализации свободы, к которой в конечном итоге и сводится цель любой коммуникации, целиком лежит в умопостигаемом пространстве,
поскольку (Уваров) лиминальность в отношении к человеческому бытию есть позиция абсолютной вненаходимости и именно такова позиция человека в бытии, так как абсолютным центром, определяющим его полноту, является только Бог. Расстояния здесь измеряются нравственными категориями - степенью сопричастности с Абсолютом.

А с Кашпировским дело было так: он решил помедитировать перед честными мироточивыми главами угодников Киево-Печерских. После первых взмахов его отбросило назад и сильно ударило о стену.
После этого он с трудом дополз до мощей целителя Ипатия Столпника и действительно остолбенел, и у него пошла пена изо рта.
В буквальном смысле слова его выволокли из пещер за ноги, т.к. вести было не возможно остолбеневшее тело, и на улице он пришел в себя, и к нему постепенно вернулись чувства.

Актуальной (без кавычек) сегодня, на мой взгляд, может считаться только художественная практика, способная действенно помочь человеку достичь резонансных психо-физических состояний, выводящих его из поверхностного «актуального» бытия в бытийное стволовое пространство потенций (пробразов или первопричин) чувственного мира.
Пространство, которое как всегда утверждало богословие, и как показывает философское осмысление открытий теоретической физики последнего столетия,
оказывает универсальное воздействие на «актуальный» мир. Искусство действительно может являться производительной силой. Верую.

Стенограмма 13-й Куйбышевской областной партконференции 20 января 1956 г. На вопросы делегатов отвечает т. Ефремов, первый секретарь Куйбышевского ОК КПСС: «В г. Куйбышеве широко распространились слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать.
Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и ещё кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза.
Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления.
Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять... А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха.
К сожалению, наши органы милиции здесь не сработали и не выяснили, кто распространил эти слухи. Бюро обкома рекомендовало виновников строго наказать, а товарищу Страхову дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона.

***

«Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением!» («Волжский Комсомолец», 24 января 1956 г.).

***

Постановление бюро Куйбышевского горкома КПСС от 3 февраля 1956 г. о мерах по усилению научно-атеистической пропаганды в городе: «В результате ослабления научно-атеистической пропаганды в городе заметно активизировались церковники и сектанты, распространяющие всякого рода небылицы и слухи религиозного характера.
Слух о «наказании Божием» «грешников», распространившийся в городе во второй половине января с. г., привлек, например, на Чкаловскую улицу большое количество граждан, пытавшихся посмотреть на якобы происшедшее «чудо».
Однако местные партийные организации не приняли срочных мер к разъяснению трудящимся провокационного характера этого слуха...
Данный дикий случай на Чкаловской улице со всей остротой подчеркивает необходимость принятия неотложных мер по усилению идейной борьбы с религией».

Гор Чахал, Москва. 2006.