Апофатика
Восточное христианство характеризуется апофатическим богословием, которое определяет трансцендентное путём последовательного исключения из рассмотрения всего познаваемого, поддающегося определению.
Центральное произведение художественного проекта, созданного специально для выставочного зала Зверевского Центра современного искусства, представляет собой 5 двусторонних зеркальных пластин, из поверхности которых вырезано и удалено слово ИИСУС, одно из именований Божиих, коннотируя таким образом к работе «Имя Бога», известной публике. Отражающееся на остающейся поверхности пластин окружающее пространство, включая находящихся там зрителей, можно охарактеризовать визуально, как пространство, где Иисуса нет. Мир без Бога. В то же время, пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным», приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас.
Полифонический мультимедийный проект включает в себя, фото, видео работы, графику и скульптуру, коннотирующих друг к другу и тематически связанных между собой. Упорядоченный хаос «Тверди» – пространства Небесных Сил, исполненного очей, сотворённый из воды для отделения воды от воды, сопоставляется с водой, незримо преображаемой обратной перспективой из видео «Хрисос». Слёзы ангелов мироточащих икон, отражаясь в зеркаьных поверхностях апофатических скульптур, как в зеркальной глади воды, изливают Небесную благодать в пространство выставочного зала базиликальной формы. Формы корабля, утопающего в весенней зелени городского парка.
Гор Чахал. Москва, 2016.