Состояние нашей актуальной критики
Состояние нашей актуальной критики, на мой взгляд, в полной мере соответствует общему состоянию культуры нашего Отечества, Хреновое, я бы сказал, состояние. Помимо вполне серьезных проблем, переживаемых современным искусством в целом и, сответственно, критикой его в частности (тут масса узкопрофессиональных вопросов: и размывание, ускользание объекта критики, исчезновение формальных критериев оценки, ролевые мутации и тому подобное — это все малоинтересно, потому что у всех во же), критика наша страдает нашими болезнями — домашними, российскими, отчего художники наши вынуждены (тут аллегория, с вашего позволения) не только нести свой и без того не самый легкий крест, но и перелезать, перескакивать с ним через заборы, канавы, завалы, ухабы, колдобины нашего культурного бездорожья (о собаках не будем). Снять, отбросить свой крест, конечно, нельзя, это понятно, но дорогу-то хотя бы выровнять можно? Отсутствие определенности в вопросах целеполагания и сфере приложения своей деятельности, инфантильность в выборе личной позиции, страх персональной ответственности и так далее. Но печальнее всего тотальное небрежение вопросами истории предмета, той базы, без которой ваша профессия, господа хорошие (азербайджанцы миленькие), — быть вечным поставщиком жареного на культурный стол цивилизации, карлой на барском дворе!
Гор Чахал, «Состояние нашей актуальной критики». Художественный журнал, 1996, № 10, с. 63.