Кураторский текст к выставке христоцентричного искусства «Просветление», ЦСИ «Дом Муз», Ярославль, Россия.

С первых круглых столов на тему диалога Церкви и современного искусства возникла терминологическая проблема. Как называть творчество художников, пользующихся современным визуальным языком, но не противопоставляющих себя Церкви и христианской традиции в отличие от анти-клерикальной ультра-либеральной и лево-радикальной среды, а, напротив, стремящихся своим творчеством принять участие в развитии христианской культуры? Современным религиозным искусством? Термин, казался слишком абстрактным, невнятным. Современным христианским искусством? Многим этот вариант представлялся наоборот черезчур жестким, узкоконфессиональным, формально маркирующим некоторое гетто в культурном пространстве, закрытое для большого круга художников иных конфессий, а то и вовсе внеконфессиональных, творчество которых, вместе с тем, близко христианству. Хотелось бы думать, что Христианство – живой организм, всегда открытый для диалога, культурного обмена, без которых пространство современной культуры многополярного мира не может благоустраиваться. К недостатку термина «христианское искусство» можно отнести и неясность, имеется ли в виду творчество христиан вообще или лишь какое-то определённое направление искусства? Например, термин «Российское искусство» охватывает художников, проживающих на территории России. Но ничего не говорит о направлении их творчества.

Вообще, тема религиозности искусства последнее время стала звучать и у светских искусствоведов всё заметнее. Очевидно, сказывается кризис секулярного мировосприятия. Спектр различных интерпретаций этой «новой» религиозности очень широк. В связи с чем, стоит напомнить о замечании протопресвитера Александра Шмеемана, что нет ничего проще, чем играть на абстрактной «религиозности». Но неочищенная, непросветлённая религиозность и есть средоточие демонического в мире. Именно поэтому объединяющим центром сакрально-художественного пространства, интересующего нас, должен быть Христос – Спаситель Мира, задающий направление вектора развития творческой личности, дороги к себе. Так что нас должно интересовать не абстрактно-релегиозное или «духовное» искусство, а именно «христоцентричное».

Как мне представляется, термином «христоцентричное искусство» можно охватить несколько концентрических кругов обращённого к сакральному творчества современных художников, связанных между собой и взаимо дополняющих друг друга. Радиус этих кругов связан со степерью свободы изобразительных средств, доступных художнику для творчества. Чем уже круг, тем выше степень ответственности автора, меньше поле для эксперимента. Понятно, граница каждого круга по мере удаления от центра будет всё более размыта и субъективна, но структурно можно определить их следующим образом.

Первый и наиболее узкий круг – это круг литургического, канонического церковного искусства вокруг его центра – престола, алтаря. Сюда входит и авторская икона, направление, начавшее складываться в последнее десятилетие после прекращения гонений на Церковь прежней богоборческой властью, церковная утварь, литургическая музыка, богослужебная гимнография, храмовая архитектура.

С ним в какой-то степени пересекается более широкий круг неканонического или светского современного искусства, говорящего о христианской проблематике современным художественным языком, связывающего реалии и проблематику современного общества с исторической традицией, молитвословие с богословием, литургию с проповедью, миссией, исповедью, отражением личного духовного опыта.

Третий, самый широкий круг – искусство, связанное с христианством опосредованно, близкое ему по духу, мировозрению. Творчество, характер которого сформировался в результате преображающего воздействия Христианства на ландшафт всей мировой культуры.

В настоящее время развитие диалога Церкви и современного искусства в России переходит к новому этапу – соработничеству Церкви и современного искусства. В 2020-2021 гг. в Москве прошла I Биеннале христоцентричного искусства. Выставка в Ярославском Музее Современного Искусства, являющаяся ключевым событием программы фестиваля «Просветление», который пройдёт летом 2022 года в г. Ярославле в рамках I Ярославской биеннале современного искусства, продолжает и развивает наш проект. В отличии от европейских художников, утерявших литургическую практику, специфика Православия позволяет нам в соработничестве с Русской Православной Церковью объединить литургических и светских современных интернациональных художников, близких Христианству в едином художественном пространстве, чтобы показать, что церковный и светский художественные языки не только не обязаны противоречить, но и могут взаимодополнять друг друга, связывая реалии и проблематику современного общества с исторической традицией, литургическое действие и проповедь, молитвословие и богословие, личный духовный опыт и ориентиры христианской практики, сложившиеся в высокие каноны. Такое полифоническое художественное высказывание, по нашему мнению, способно заинтересовать зрителей разных взглядов, стилевых предпочтений, жизненного и культурного опыта. Форму не эклектическую, я подчеркиваю, а полифоническую. В пределе, симфоническую. Это непростая задача, но, как показывает опыт, осуществимая.

Гор Чахал. Москва, 2022.