|
Перед лицом Господа.
Как художник, я довольно часто совершаю действия по наитию, убеждённый в их необходимости, но ещё не осознавая их смысла. Осмысление обычно приходит потом, по завершении работы. Невозможно адекватно оценить незаконченное произведение. С годами я всё больше задумываюсь о ретропричинности. Осмысление жизни приходит по мере её завершения. Шеллинг указывал на обратное влияние конца на начало действия: начало становится понятным только в конце, прошедшее раскрывается только через свои последствия. Это особенно верно в отношении смерти: подобно тому как в каждый отдельный момент последующее придает смысл предыдущему, можно сказать, что окончательный конец выявляет смысл всей продолжительности существования; придавая всему завершенность, конец высвечивает значимость отдельной жизни и ее историческую роль. Смерть превращает жизнь в биографию, задним числом упорядочивает ее, дает ей новое освещение, а иногда даже нравственный смысл. Смерть задним числом высвечивает смысл жизни. Вся человеческая жизнь в целом — это более или менее гениальная импровизация. Бергсон считал, что в самом бессвязном хаосе всегда может проявиться какая-то упорядоченность… Как бы жизнь ни была неопределенна и бесформенна, у нее, так же как у звездной пыли, есть свой смысл и порядок; но этот смысл и этот порядок проявятся только под конец, когда жизненный путь уже будет пройден. Пока человек жив, смысл жизни и ее конечная цель остаются ему недоступны.
Тема ретропричинности, несомненно, очень актуальна для христианского мировоззрения. Илиотропион свт. Иоанна Тобольского учит сооброзовывать человеческою волю с Божественной на таком же основании. «Старайся делать, что должен, а понимание придёт по завершению жизненного пути при встрече с Создателем». Как-то в детстве я утонул. До сих пор помню, как в последний миг перед потерей сознания, вся моя недолгая жизнь промелькнула перед глазами, как в видеоклипе. Потом меня откачали. Спасли.
Проект выставки продолжает серию опытов по полифоническому объединению традиционного литургического и современного искусства, в данном случае, создавая пространственный образ человека, ходящего пред лицем Господа. Центральная работа представляет собой раскатанный по полу вдоль всего помещения основного зала Кафедрального музея г. Мдины рулон бумаги, на котором золотым порошком отпечатаны следы ног потока людей, ходивших по нему. Следы эти по началу незаметны и проявляются постепенно сливаясь в золотую дорожку в конце пути.
Хотя движение, если смотреть на следы, происходит вперёд от чистого листа к заполненной золотом поверхности, зритель через какое-то время понимает, что такое движение в реальности невозможно. Технически всё происходило наоборот. Окуная ноги в золотой порошок, художник двигался задом от конца дорожки к началу, оставляя следы порошком на бумаге, пока ноги не становились чистыми. Зритель же ощущает движение следов, как бы в обратной перемотке, визуальный образ ретропричинности. Таким образом, мы как бы имеем две «стрелы времени». Стрела действия, направленная в будущее, и стрела разумения, направленная в прошлое.
Гор Чахал. Москва, 2017. |
|